В. Волчан: метод «присоромити» поки нікуди не дівається
Діти впевнені, що батьки їх люблять менше, тому що вони дурні і не можуть нічого запам'ятати
Автор: Валентина Волчан, дитячий психолог.
Даже сейчас, когда дистанционное обучение захватило державу и скипетр, и дети почти не ходят в школу, я вижу, как система добирается до них своими щупальцами.
И это похоже на страшный сон, потому что добирается она через вас, дорогие родители, а также бабушки и дедушки.
Вы молодые, прогрессивные, либерально настроенные, вы послушали известных психологов, прочитали книги по воспитанию, вы не забыли имён учителей, которые вас травили, и все же вы, давно укушенные системой, даже не замечаете, как используете её инструменты со своими детьми.
Я говорю о стыде.
Вы стыдите детей за то, что они чего-то не знают. Чего-то, что по вашему мнению, знать должны «в таком возрасте», «каждый уважающий себя человек», «я до сих пор со школы помню», «да это же проще простого» и т. д.
Специфика моей работы такова, что уроки, будь-то онлайн или офлайн, абсолютно открыты. Любой близкий /родственный моему ученику взрослый может присутствовать на уроке, сколько пожелает. Многие пользуются этой возможностью, но почему-то забывают, не обращают внимание, игнорируют мою просьбу не вмешиваться. Совсем-совсем не в силах сдержаться, когда я задаю вопрос, а ребёнок не отвечает на него в ту же секунду.
И понеслась....
Что ты молчишь? Ты что не знаешь? Как можно не знать?
Быстрее! Отвечай давай! Мультиками своими себе всю голову засрал(а)! Ничего не помнишь! В голове одни игры! Сядь ровно! Смотри! Здесь вот так пиши, здесь умножить, семь ю восемь, быстрее, шо ты ещё думаешь, таблица умножения должна от зубов отскакивать, бестолочь!
И рядом сижу, ошалевшая от ваших педагогических талантов, я.
Иногда у меня впечатление, что вы забываете, зачем меня наняли.
Я научу вашего ребёнка всему, что «каждый уважающий себя человек должен знать», если вы перестанете орать, а он плакать и ненавидеть школу, домашку, математику, мову, бабушку, (папу, маму, подставь любого родственника) и меня заодно со всеми.
Я же, когда вопрос задаю, не собираюсь ставить ему/ей оценку. Мне же нужно понять - знает или нет. Знает, отлично - двигаемся дальше. Не знает - нужно разобраться и научиться.
Но тут выступают не отработавшие свои травмы, родители, и мы выходим на новый круг травмированных обучением. Дальше возмущенные родственники покидают поле боя, а мы потом ещё 15 минут испуг выкатываем.
Мы легко можем убрать из этого уравнения меня. А вот метод - пристыдить да посильнее - никуда пока не убирается.
Но, послушайте, он не работает так, как вы ожидаете. Дети не запоминают лучше, быстрее и на всю жизнь, чем прилагательное отличается от сказуемого, и что нужно делать, когда ищем 1/7 от 105, если вы при этом говорите «это же элементарно! Ты что в конец уже отупела?»
Если ребёнок не может выполнить задание, он либо не знает, как это сделать, либо забыл.
Не знает - объясняем. Забыл - повторяем. Да, в стописятвосьмой раз! Потому что ваши дети могут быть не похожи на вас и учиться в другом темпе, могут иметь отличные от вас и от Наташкиного сына способности, могут думать сейчас совсем не об уроках (если ребёнка что-то беспокоит, то хоть оборитесь, не поможет) могут быть не здоровы, могут устать, могут даже, о господи, затупить на минутку, вы тоже можете.
Да, где-то надо достать чемодан терпения. Да, я знаю, вам не просто, у вас работа, начальник-идиот, на дороге подрезали и обматерили, хочется вина и на ручки.
Да, вы не обязаны всем этим обучением заниматься, школа обязана. Но раз уж вы подключаетесь, то хоть не добавляйте боли родным-то детям. Не делайте ещё одну дыру в их душе. Они уверены потом, что вы их любите меньше, потому что они глупые, бестолковые и не могут ничего запомнить.
Знаете, откуда я знаю? Они плачут у меня на плече.
Вот правда, бывает лучше не знать таблицу, но знать, что ты мамина бусинка навсегда.
